Экзаменационные вопросы для итоговой аттестации по истории изобразительного искусства

  1. Романтизм. Творчество К. П. Брюллова + анализ одного произведения («Последний день Помпеи»).
  2. Академизм. Творчество А.А. Иванова + анализ одного произведения («Явление Христа народу»).
  3. Критический реализм. Творчество П.А. Федотова + анализ одного живописного произведения по выбору («Сватовство майора», «Анкор, ещё анкор!»).
  4. ТПХВ (общая характеристика) + анализ одного произведения по выбору (Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь», В.М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», В.Е. Маковский «На бульваре», К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге», В.В. Пукирев «Неравный брак»).
  5. Творчество В.Г. Перова + анализ одного произведения по выбору («Сельский крестный ход на пасху», «Чаепитие в Мытищах», «Проводы покойника»).
  6. Творчество Н.Н. Ге + анализ одного произведения по выбору («Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», «Тайная вечеря»).
  7. Русский пейзаж второй половины XIX в. + анализ одного произведения по выбору (И.К. Айвазовский «Девятый вал», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», «Проселок», Ф.А. Васильев «Оттепель», «Мокрый луг», И.И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу», «Рожь», А.И. Куинджи «Украинская ночь», И.И. Левитан «Над вечным покоем»).
  8. Творчество И.Е. Репина + анализ одного произведения по выбору («Крестный ход в Курской губернии», «Царевна Софья», «Не ждали»).
  9. Историческая картина в ТПХВ. Творчество В.И. Сурикова + анализ одного произведения по выбору («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове»).
  10. Религиозно-мифологический жанр. Творчество В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, + анализ одного произведения по выбору (Васнецов «Богатыри», «После побоища Игоря Святославича с половцами», Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Портрет В. Мухиной»).
  11. Батальный жанр. Творчество В.В. Верещагина + анализ одного произведения по выбору («Апофеоз войны», «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»).
  12. Импрессионизм. Творчество К.А. Коровина + анализ одного произведения по выбору («Хористка», «У балкона. Испанки Леонора и Ампара»).
  13. Портретный жанр в ТПХВ. Творчество В.А. Серова + анализ одного живописного произведения по выбору («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Петр I»).
  14. Символизм. Творчество М.А. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова + анализ одного произведения по выбору (Врубель «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь», Борисов-Мусатов «У водоема», «Автопортрет с сестрой»).
  15. «Мир искусства» (общая характеристика) + анализ одного произведения по выбору (К.А. Сомов «Дама в голубом», А.Н. Бенуа «Прогулка короля», М.В. Добужинский «Человек в очках», Е.Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском селе»).
  16. Ранний русский авангард. «Бубновый валет» (общая характеристика) + анализ одного произведения по выбору (И.И. Машков «Синие сливы», П.П. Кончаловский «Портрет Якулова», Н.С. Гончарова «Павлин под ярким солнцем»).
  17. «Голубая роза» (общая характеристика) + анализ одного произведения по выбору (П.В. Кузнецов «В степи за работой. Стрижка овец», К.С. Петров-Водкин «Сон», «Купание красного коня»).
  18. «Эпатизм» в искусстве XX века. Фовизм, дадаизм и др. Творчество Анри Матисса + анализ одного произведения по выбору («Танец», «Музыка», «Красные рыбки», «Красная комната»).
  19. «Геометризм» произведений искусства XX века. Творчество Пабло Пикассо + анализ одного произведения по выбору («Портрет Амбруаза Воллара», «Герника»).
  20. Беспредметное искусство. Творчество В.В. Кандинского + анализ одного произведения по выбору (В.В. Кандинский «Синий гребень», П. Мондриан «Буги-вуги на Бродвее», А.В. Лентулов «Москва»).
  21. Сюрреализм. Этапы развития стиля. Основные идеологи течения. Творчество Сальвадора Дали + анализ одного произведения по выбору («Сон», «Постоянство памяти»).
  22. Великая Отечественная война в станковой живописи художников + анализ одного произведения по выбору (К.Ф. Юон «Парад на красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», А.И. Лактионов «Письмо с фронта», Б.С. Угаров «Ленинградка», А.А. Дейнека «Оборона Севастополя»).
  23. Реализм в советском изобразительном искусстве + анализ одного произведения по выбору (А.А. Дейнека «Оборона Сталинграда», С.П. и А.П. Ткачевы «Дорогами войны», «Май 1945», «Лихолетье. Русское поле»).
  24. «Суровый стиль». Основные представители. + анализ одного произведения по выбору (В. Попков «Строители Братска», Т. Салахов «С вахты», Н. Андронов «Плотогоны»).
  25. Русский постмодернизм. Объекты, инсталляции, реди-мейды. Творчество И.И. Кабакова + анализ одного произведения («Человек, улетевший в космос из своей комнаты»).